Юрий Никитин

     Этот короткий рассказ о прошедшем в г. Пушкине тренинге «Школы молодого автора» написан спустя почти три месяца после его окончания. При этом воспоминания о проведенной в Пушкине неделе остаются все такими же яркими, как и в день возвращения домой. Несмотря на то что заботливая память услужливо старается освободить место для новых подвигов и свершений, пушкинский тренинг остается все такой же четкой и красочной картинкой в неизбалованном впечатлениями сознании провинциального аспиранта.

     С самых первых минут мы ощутили дружелюбие города Пушкина и его жителей: даже название нашей автобусной остановки манило своей необычностью — «Любезным моим сослуживцам». Не менее заманчиво звучало и место нашего проживания — «Дача Кочубея». На самом деле нас ждала, конечно, не дача, а настоящий дворец даже по меркам позапрошлого века. В нем причудливо сочетались архитектурные особенности XVIII — XIX веков и технические достижения XX века: сохранивший княжеский интерьер ресторан и удобные, оснащенные всей необходимой современной аппаратурой учебные комнаты.

     Во время первого ужина началось знакомство. Москва, Питер, Волгоград, Самара, Петрозаводск, Казань, Челябинск, Ижевск, Сыктывкар, Майкоп... Географическое многообразие было перекрыто только темами привезенных на тренинг работ. Колокольный звон, образы городов, беллигеративные ландшафты, политкорректность, удмуртская письменность, брак по расчету, социальные пособия, интертекстуальность в дизайне — обо всем этом могли всерьез говорить участники тренинга. Что же может быть общего между столь разными по содержанию работами? Об этом мы узнали уже на следующий день, как только начались занятия.

     Форма, а точнее жанр научной статьи — вот, что объединяло все описанное выше многообразие. На целую неделю мы погрузились в редакторскую мастерскую, в которой учились выковывать изящные образцы научных текстов. Сергей Алексеевич Панарин и Виктор Иннокентьевич Дятлов открыли перед нами врата царства красоты и ясности научного текста, показали магию превращения туманного (иногда даже для самого автора) текста в легко читаемую и понятную статью. Помимо лекций и индивидуальных консультаций большую часть времени занимали занятия, требующие от участников школы собственной работы над различными текстами. Провозглашенный руководителем школы принцип «обучающего участия» был воплощен в жизнь: участие было, действительно, весьма серьезным и, соответственно, весьма обучающим.

     Новой и необычной оказалась работа в мини-группах. Нас разделили на четыре группы по шесть человек и дали одинаковые задания. Найти общее решение поставленной задачи в ситуации, когда мнений столько же, сколько и участников (а иногда и больше), казалось, просто невозможно. И все же к середине недели мы почувствовали, что консенсус достижим, и совместная работа начала приносить не только все лучшие и лучшие результаты, но и доставлять удовольствие.

     Развитию навыков коллективного творчества способствовало и общее обсуждение статьи Кэтрин Мерридейл на круглом столе. Именно такая форма стола дала возможность всем желающим высказать свое мнение, учила умению прислушиваться к суждениям коллег и искать точки соприкосновения в различных взглядах на одну и ту же проблему. Не могу забыть собственного открытия, сделанного во время обсуждения, — самому понять другого гораздо приятнее (но труднее, что открылось намного позже), чем заставить его понять себя.

     Значительную часть времени участники тренинга провели в компьютерном клубе с маленьким и сереньким названием — «Мышь». Сам же клуб оказался просторным и гостеприимным — в нем было вполне комфортно работать над редактированием собственных статей и оформлять отчеты о работе мини-группы. Снующие вокруг администраторы отвечали на самые глупые вопросы гостей и старались выполнить их самые странные желания (вплоть до создания музыкального фона).

     Каждый новый учебный день открывался «разбором полетов», то есть обсуждением итогов предыдущего дня. Наличие конкурирующих между собой мини-групп, выполняющих одинаковые задания, порождало чувство азарта и спортивный дух: результатов выполнения задания ждали с нетерпением.

     Много приятных сюрпризов ожидало участников и помимо занятий. Например, неожиданным явилось проявленное организаторами внимание к торжественным датам в жизни «молодых авторов», которое вылилось не только в поздравления, но и в подарки для именинников. Но главным подарком всем участникам тренинга явился, конечно же, банкет в заключительный вечер пребывания в Пушкине. Мой сосед по столику заметил: «Именно в такие минуты начинаешь понимать, почему стоит заниматься наукой». С этим было трудно не согласиться.

     Пушкинский тренинг давно закончился, но «школа молодого автора» продолжается. Ее участники активно переписываются по электронной почте, а организаторы не прекращают приятно удивлять. Администратор проекта М., создавшая идеальные условия для плодотворной работы в Пушкине, продолжает радовать участников тренинга и несколько месяцев спустя: каждый «молодой автор» получил от нее письмо с фотографиями, сделанными во время занятий.

     Завершая свой рассказ, поделюсь сокровенным — до чего же хочется остаться в такой «школе» на второй год!