Организаторы ШМА

     Саму идею Школы подсказала Галина Витковская, член Ученого совета ОИИЦ в 2002 – 2004 годах. Методическая часть была разработана Сергеем Панариным, он же провел первый тренинг в г. Пушкине. Первый тренинг в Иркутске был организован и проведен Виктором Дятловым. У обоих организаторов были прекрасные помощницы, на которых легла вся тяжесть работы по материально-техническому обеспечению школ - от выбора мест проведения до организации культурной программы. У Виктора Дятлова это была Юлия Пинигина, у Сергея Панарина - Марина Геннадьевна Цыренова.

Общие сведения о ШМА

     В Школе молодого автора (далее ШМА) реализуется образовательный компонент проекта ОИИЦ «Вестник Евразии». Замысел ШМА возник не на пустом месте. И главный редактор «Вестника Евразии», и его заместители давно уже чувствовали: надо что-то делать с авторами, если мы, с одной стороны, хотим сохранить уровень нашего издания, а с другой, не хотим переписывать половину приходящих в журнал статей. В академических журналах есть штат редакторов на зарплате, сложившиеся за десятилетия правила работы с авторами - неспешное согласование поправок, внесение предложений по улучшению текста во время личных встреч редактора с автором и т.п. В «Вестнике», где до 2002 года скромное вознаграждение за свой труд получал только выпускающий редактор номера и где до половины материалов присылается провинциальнывми авторами, не всегда имеющими свободный доступ к современным средствам связи, ничего этого нет и вряд ли будет.

     Поиск выхода осуществлялся с учетом этих обстоятельств. Учить авторов давно пишущих - дело почти безнадежное: авторское самолюбие прочно закрепилось у них вместе с навыком писать, не задумываясь о форме. Другое дело - студенты старших курсов, аспиранты, молодые преподаватели и научные работники: у них, конечно, тоже есть самолюбие, но в то же время остались привычка учиться, пластичность и восприимчивость молодости, интерес к игре. Однако в России ни в вузах (в отличие от американских университетов), ни в аспирантуре навыки авторской и редакторский работы с текстом молодым не прививают. По всем этим причинам и возникла идея Школы молодого автора, учащимися которой могли бы стать люди в возрасте до 30 лет включительно.

     Открытие некоего подобия постоянно действующих курсов потребовало бы опять-таки штата обучающих, да еще и помещения, то есть приличных денег. Поэтому была выбрана форма интенсивных пятидневных тренингов дважды в году. Для сокращения расходов на проезд, решено было разделить их на «европейские» (то есть проводимые для тех, кто живет к западу от Урала), и «сибирские» (к востоку).

     Чтобы добиться максимального эффекта, надо было хорошенько подумать о методике отбора участников и методике проведения самих тренингов. Что касается первой, то тут мы сделали ставку на отбор участников по тезисам того гораздо более обширного авторского текста, который должен был подготовить каждый из потенциальных участников. Представление такого текста является для победителей конкурса условием допуска к тренингу. Тезисы действительно оказались тестами, позволяющими отобрать людей с хорошими авторскими возможностями. Ибо при ограниченных средствах и малом времени учить можно только тех, у кого есть способности к грамотному написанию аналитического текста и кто вдобавок серьезно относится к делу. Дополнительным же критерием отбора, к которому пришлось прибегнуть из-за того, что число качественных тезисов превышает количество мест на каждом тренинге, стали новизна и междисциплинарность тем.

     Занятия в школе строятся по принципу обучающего участия. Конкретно это выражается в том, что участники прослушивают всего по три-четыре часовых лекции, а остальное время посвящается работе по выполнению ежедневных заданий в мини-группах по 6 человек, разбору отчетов ежедневно меняюшихся в каждой группе раппортеров о выполнении группой полученного задания, «круглым столам», так или иначе направленным на внутреннее раскрепощение молодых авторов, и итоговому обсуждению результатов работы ШМА.

     Конечная цель - двоякая. Во-первых, она заключается в том, чтобы все участники, пройдя по ступенькам заданий возрастающей сложности, в полной мере прочувствовали бы те приемы организации (структурирования) и стилистического редактирования научного текста, благодаря которым он максимально, без ущерба для содержания, зато с выгодой для русского языка делается более легким для читательского восприятия. А, во-вторых, используя этот опыт, отредактировали бы собственные авторские тексты, привезенные на тренинг.

     Следует честно признать, что такие элементы методики, как коллективная работа в мини-группах, ежедневные задания с элементом деловой игры, сдача раппортерских отчетов групп и их публичный разбор были позаимствованы С. Панариным из опыта его собственного участия в Международном семинаре по Preventive Diplomacy, проходившем в марте 2001 г. в Италии, в курортном городке Червии (пров. Равенна). «Миротворческая» методика была удачно адаптирована к задачам тренингов, и результаты оказались очень хорошими.

     Наиболее ярким свидетельством успеха ШМА следует, видимо, считать то обстоятельство, что выпускники и европейской, и сибирской школ коллективно принимали решение о подготовке альманаха лучших авторских текстов и создавали для этого редколлегии из числа самих участников. Кроме того, на конец 2008 года «улов» для журнала «Вестник Евразии» по итогам проведенных школ исчисляется уже в несколько десятков статей, причем, начиная с 2002 года, они публикуются в специальном «молодежном» номере журнала (но не только в нем).

     Редколлегии из слушателей успешно справляются с подготовкой альманаха, названного, после долгих споров, «Евразийское пространство глазами молодых или Новое поколение о...» В первый альманах вошли 29 статей, он был опубликован в начале 2003 года. Второй, вобравший 27 текстов, появился летом 2004 года. Третий выпуск, объединяющий статьи выпускников ШМА 2004 – 2005 годов, вышел в свет в марте-апреле 2007 года, четвертый, собравший под одной обложкой авторов, участвовавших в ШМА 2006–2007 годов, был опубликован в начале 2008 года.

     Более детально ознакомиться с работой первых школ можно по заметкам Виктора Дятлова и Сергея Панарина «Школа молодого автора в 2002 году», которые опубликованы в 1-м номере «Вестника Евразии» за 2003 год. (См. также впечатления участников Натальи Рыжовой, Натальи Форрат и Юрия Никитина ).

     В 2003 году состоялись региональные школы в Томске и Улан-Удэ. Первая была проведена полностью силами выпускников ШМА-2002 года, вторая – при их активном участии. В 2004 году были проведены уже четыре региональные школы: три в России (в Горно-Алтайске, Архангельске, Ульяновске, Благовещенске) и одна в Центральной Азии (в санатории «Киргизское взморье», оз. Иссык-Куль, для преподавателей вузов Казахстана. Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана). В 2005 году добавились очередная, четвертая по счету, европейская школа в Пушкине и региональные школы в Иркутске (для педагогического колледжа), Оше (Кыргызстан), на Дальнем Востоке (Владивосток) и в Самаре. 2006 год порадовал нас пятой европейской и четвертой сибирской школами, а также региональными школами в Тюмени, Усть-Илимске и Кызыле. Причем усть-илимская школа целиком была проведена двумя выпускницами первой сибирской ШМА, Марией Ковальской и Светланой Лазаревой, а идея школы в Кызыле была предложена, «пробита» и блестяще обеспечена в организационном плане Рамилем Харуновым (первая сибирская школа) и Викторией Кан (четвертая сибирская школа). Кроме того, стараниями Натальи Форрат из все той же, уже почти легендарной, первой сибирской школы, в Томске состоялась вторая специализированная мини-школа для редакторов молодежных сборников ТГУ (первая была в 2005 году). В 2007 году, как всегда в мае, была проведена, уже в шестой раз, большая «европейская» школа в Пушкине; за ней последовали осенью две региональных: одна, по составу участников охватившая практически весь Дальний Восток, - в Петропавловске-Камчатском, на базе Камчатского государственного университета им. Витуса Беринга; другая – в пос. Энхалук на берегу Байкала, для вузов Республики Бурятии. Наконец, в 2008 году перечень школ пополнился еще тремя, причем на этот раз все они были региональными: в начале весны – в Иваново (вузы города), в разгар лета – в спортивно-оздоровительном лагере «Ласточка» на берегу Телецкого озера (Горно-Алтайский и Алтайский университеты) и в сентябре – опять в Петропавловске-Камчатском, но теперь уже в более скромном масштабе, только для студентов, аспирантов и преподавателей КамГУ.

     Опыт региональных школ нельзя признать успешным во всех отношениях. Сжатие их во времени, как и то, что не все из них выездные, оборачивается неизбежными потерями, из которых главная - сокращение объема заданий, а значит, и степени овладения «учениками» искусством написания и редактирования научного текста. Тем не менее плюсов у региональных школ больше, чем минусов. Соединение двух их особенностей - компактного формата и активной роли в их проведении выпускников прошлых лет - позволяет быстро и широко распространять методику ШМА на региональном уровне. Важно и то, что региональные школы требуют куда меньше средств на их проведение, так как собирают людей из относительно недалеко расположенных городов (что дает солидную экономию на проездных расходах). Кроме того, в такие школы легче «вкладываются» вузы. В частности, региональные школы в Горно-Алтайске, Ульяновске, Иркутске, Самаре и Иваново были полностью проведены за счет местных учебных учреждений, во Владивостоке и Тюмени - на паритетных началах соответственно с Владивостокским государственным университетом управления, экономики и сервиса и Тюменским государственным университетом. Все это свидетельствует в пользу региональных школ.

    Что касается «больших» школ – европейской и сибирской, – то в их методике произошло только одно значительное изменение. А именно: с 2004 года они проводятся в формате одного тренинга продолжительностью в 7-8 дней непрерывных занятий. Сделано это было по двум причинам: во-первых, для экономии расходов на проезд участников, во-вторых, из-за того, что по разным причинам не все могли прибыть на второй тренинг, а значит – и пройти программу обучения в полном объеме.

     Впечатления участников о школах 2002 года, пародийно-юмористическое творение слушателей «европейской» школы 2003 года Ах, ты, Эуразица и Отчеты о работе большинства школ, состоявшихся в 2002 - 2008 годах, можно прочитать на нашем сайте.

     Адрес для корреспонденции: 107 031, г. Москва, ул. Рождественка, д. 12/1, стр.1, ОИИЦ «Вестник Евразии», Панарину Сергею Алексеевичу;
тел/факс: (495) 465 41 02;
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.